Ликбез по Тюнинг боксам (Tuning Box)
БЛОКИ УВЕЛИЧЕНИЯ МОЩНОСТИ
Не все блоки управления современных двигателей поддаются перепрограммированию (программному чип-тюнингу). Некоторые производители «одноразово» зашивают программу в память микропроцессора, управляющего работой двигателя. Но возможность увеличить мощность такого мотора по прежнему остается – с помощью внешних блоков увеличения мощности.
Большинство таких устройств рассчитано на работу в системах современных дизельных двигателей Common Rail, хотя существуют версии и для турбированных бензиновых автомобилей. Некоторые производители выпускают такие устройства даже для атмосферных бензиновых моторов и даже пишут в рекламе прибавки мощности и момента. В большинстве случаев это фальсификация результатов.
Рассмотрим работу такого блока на примере современного дизельного мотора, установленного на внедорожнике Toyota Land Cruiser 200. 4,5 литровый V-образный мотор в Российской версии автомобиля развивает 235 лошадиных сил. В тоже время его Европейский собрат имеет 286 сильную версию этого же двигателя, отличающегося только программным обеспечением ECU (блока управления двигателем). Заменить блоки один на другой не удастся. В них «зашита» информация о производительности каждой форсунки и коды иммобилайзера. А это значит, что автомобиль с таким блоком просто не заведется. А желание увеличить реальную мощность своего автомобиля хотя-бы до европейских показателей есть у подавляющего большинства владельцев. Да и за автопроизводителя обидно – BMW из 3-х литрового рядного мотора получает 386 лошадей, а тут и объем больше и цилиндров 8 вместо 6. Технической возможности перепрограммировать штатный блок управления нет, но можно установить блок увеличения мощности, способный успешно решить эту проблему.
Особенностью современных дизельных двигателей является отсутствие дроссельной заслонки – все управление происходит за счет количество импульсов впрыска, их длительности и фазы. А значит управляя форсунками мы можем заставить двигатель быть более мощным и экономичным. Конечно воздуха тоже должно быть достаточно, но это как правило не проблема. Обычному водителю максимальная мощность нужна не постоянно, а кратковременно (например для старта или обгона). В таких условиях штатный интеркулер справляется и успевает охлаждать поток воздуха, поступающего в двигатель. Остается только заставить форсунки работать по новому алгоритму. Для этого есть 2 способа, которые и отличают принципы построения современных блоков увеличения мощности.
- Блоки управляющие работой форсунок (устанавливаются в разрыв каждой форсунки) – для 8-ми цилиндрового мотора 8 разрывов форсунок.
- Блоки, заставляющие штатный блок управлять работой форсунок по новому алгоритму . Именно этим способом реализуется повышение мощности фирменными блоками от Toyota Motor Sport.
Первый способ основан на изменении времени и количества импульсов управления, поступающих на форсунки. Таких импульсов в современном моторе как правило 4 за один рабочий такт. Впрыск, обеспечивающий предварительный прогрев камеры сгорания, таким блоком как правило игнорируется – он слишком короткий и нужен для экологии и долговечности работы мотора. Из-за этого двигатель работает жестко, но топливо расходуется меньше. Длительность основного впрыска увеличивается. Мощность повышается не сильно, но ощущение от управления изменяются - автомобиль стал резким, а значит более мощным. К достоинствам таких устройств следует отнести только отсутствие ошибок по двигателю из-за невозможности их продиагностировать. Стоимость таких устройств как правило сильно завышена! Схемотехника примитивная, надежность крайне низкая из-за большого количества разъемов. Установка очень простая. Обычно выпускаются блоки на 4 форсунки, поэтому для 8-ми цилиндрового блока нужно два модуля. Еще требуется подключение одного разъёма для получения питания. Часто производитель выдает этот разъем за «информационный канал».
Блоки, заставляющие изменить заводской режим работы ECU тоже бывают разные. Самые примитивные подключаются только к датчику давления а рейке, занижая его показания и тем самым обеспечивая больший впрыск топлива. Заводская программа «думает», что давление в рейке низкое из за износа насоса и/или большой нагрузки на двигатель. Повышая давление она компенсирует нехватку топлива для увеличения мощности и изменяет алгоритм работы форсунок.
Более «УМНЫЕ» модули собирают информацию от нескольких датчиков и заставляют заводскую программу работать с большей отдачей. Именно по такому принципу работают фирменные блоки увеличения мощности от Toyota Motor Sport. Основное их отличие от качественных боксов - в схеме подключения. Фирменный бокс устанавливается в салоне, рядом со штатным блоком управления, а тюнингбоксы как правило устанавливаются под капотом и имеют заглушку для оперативного исключения из проводки автомобиля.
Когда форсунками управляет заводской блок управления (пусть и с изменёнными показаниями от датчиков), можно быть уверенным в том, что двигатель никогда сам себе не навредит. В крайнем случае он может сигнализировать об ошибке по одному из «обманутых» датчиков и перейти на аварийный режим работы, который сбрасывается при выключении зажигания и повторном запуске двигателя. Реальные показатели прироста мощности и момента зависят от отлаженности программы и технических возможностей электроники бокса.
Для российских версий моторов зачастую приходится пригонять испытуемые автомобили к разработчику. Именно так и поступили в нашей компании при отладке программы на дизельный Toyota Land Cruiser. Мы купили автомобиль и 2 недели тестировали его совместно с инженерами тюнингово ателье A&A Automobiletechnik на стенде и по дорогам Германии. В результате мы имеем лучший среди конкурентов бокс, обеспечивающий бесперебойную работу двигателя на новом уровне мощности.
Иногда приходится переключать бокс на более «слабую» программу из-за некачественного топлива или технического состояния двигателя. Это делается мастером-установщиком путем перепрограммирования или используется предусмотренные производителем джамперы на корпусе бокса.
Выбирая модуль увеличения мощности для своего автомобиля придерживайтесь следующих советов:
1. Выясните техническую возможность сделать программный чип-тюнинг для вашего двигателя. Обратитесь в несколько компаний – не у всех может оказаться необходимое оборудование для перепрограммирования. Если можно сделать тюнинг программно – забудьте о тюнингбоксе – выберите компанию, которой доверяете, ознакомьтесь графиком результатов от такой-же машины или двигателя. Сделайте программный чип-тюнинг и наслаждайтесь результатами, если они достигнуты. Качественный программный тюнинг ВСЕГДА может обеспечить больший прирост производительности чем тюнингбокс. Главное не ошибиться в выборе партнера.
2. Если нет технической возможности программно «чипануть» ваш дизельный или турбобензиновый двигатель, выбирайте внешний блок увеличения мощности. Обратите внимание на основные моменты:
- Принцип работы
- Реальные результаты (графики замеров со стенда, а не идеализированные кривые)
- Схемотехника, количество независимых каналов обработки информации (количество точек подключения)
- Быстродействие встроенных микропроцессоров
- Герметичность исполнения
- Надежность разъемов
Мы предлагаем пакеты увеличения мощности для большинства современных двигателей. Обратившись в нашу компанию, вы можете рассчитывать на «честный» результат и высокое качество устанавливаемого оборудования.